ТУВИНСКИЙ ШАМАНИЗМ Ты - огонь. Ты - творец. Ты - божество доброе. Вид твой величавый, когда ты горишь золотом Желтый козленок служит у тебя ездовым. Огонь-творец, ты духом стал для души человека. Ты -огонь. Ты - творец. Ты - божество доброе. Бог огня, одари счастьем. Бог огня, одари счастьем. Бог огня, подари добро. Бог огня, подари добро. Быть добру в юрте. Быть добру в юрте. Прошу, огонь. Конец плохому в юрте. Конец плохому в юрте. Прошу, огонь. (Алгыши тувинского шамана Чимекея, обращённые к культу огня) Шаманизм представляет собою часть культурного наследия Тувы и занимает особое место в традиционном мировоззрении тувинцев. Форма связи шаманов с духами в виде жертвоприношений называется хамнаар – значит, устраивать камлание, а шаман по-тувински называется «хам». В старину, когда народы жили политически самостоятельно, избирали вождей и вели наступательные и оборонительные войны, шаманы, несомненно, играли очень важную роль во всех вопросах внутренней и внешней политики. Например, в государстве древних тюрков существовал обряд, по которому при возведении кагана на трон, его поднимали на белом войлочном ковре. Сохранилось полулегендарное известие о принятии Темучином титула Чингис-Хана, при участии шамана. Такой важный момент в быту кочевников, как избрание хана, не мог совершаться без испрашивания воли чтимых ими духов. В средневековье полководцы в период военных походов держали предсказателей — шаманов. Например, армейские шаманы Тимура (Тамерлана) вызывали на неприятелей дождь и ненастье при помощи камня ”яда-даш”. Древние корни тувинского шаманства восходят во многих своих особенностях к культурам эпохи бронзы Южной Сибири. Это, например, показывает поразительная близость изображения шамана на одном из наскальных рисунков в урочище Кара-Даш Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва, датируемых эпохой бронзы, то есть более трех тысяч лет назад, и костюма тувинского шамана начала ХХ века в Тодже. Дошедший до наших времен тувинский шаманизм, несмотря на отсутствие у него священных книг, сохранил обильные факты, религиозную терминологию. Тувинцы считали, что на небе обитают не только божества, но и люди, видные с земли как звезды. Они живут там в стеклянных юртах и носят пояса на уровне подмышек. По шаманской мифологии, живущих высоко в небесных сферах называют «азарлар». Тувинцы называли «божество неба — мужчиной, а землю — женщиной» и молились божеству Солнца, духу Земли в равной мере. Считается, что в Туве шаманизм сохранился, практически, в первозданном виде, так как она, благодаря географическому положению, изолирована горными хребтами от соседей и их влияния. Кроме того, здесь находится центр Азии, а это имеет для тувинцев сакральное значение. Шаман служит посредником между своими земляками и потусторонними силами. Эта практика распространена в Туве повсеместно и существует с древних времён. Круг умений тувинского шамана очень широк и разнообразен. В общем, это все дела, в ход которых могло вмешаться нечто сверхъестественное. Хам и служит своим землякам, и является их духовным лидером, поэтому его социальную роль в жизни соотечественников трудно переоценить. Попробуем перечислить его главные функции: • излечение; • привлечение здоровья, благополучия, удачи; • охрана соотечественников при жизни; • проводы их в мир иной после смерти; • гарантирование успешной охоты и рыбалки, плодородия и хороших погодных условий; • отведение опасностей и бед, стихийных бедствий; • успешный поиск исчезнувших людей, имущества и скотины; • установление контакта с душами мёртвых; • извещение живых родственников о том, что они им передали; • в очень редких случаях – предсказание предстоящих событий; • установление настоящей причины какой-либо беды, устранение её или совет, как этого добиться самому; • благословение дома и его жильцов по праздникам, например в Новый Год – Шага. Совершение обряда. Бубен переносит хама в потусторонний мир, а затем назад. Шаман, прикрыв глаза, исступлённо исполняет ритуальный танец, черты его лица в этот момент могут быть искажены устрашающей гримасой. Постепенно удары учащаются, это показывает скорость передвижения в загробном мире, их звук становится громким и ритмичным – начинается «разговор». После его завершения, хам часто падает обессиленный, ему нужно прийти в чувство и восстановиться. Приободрившись, он делится со зрителями тем, что же сказали ему духи. И советует, как поступить в данной ситуации. Вообще, атрибуты очень важны при камлании. Оно не обходится без выкуривания трубки с табаком. Дым помогает хаму попасть в загробный мир. Бубен ассоциируется у шамана с конём. Он подносит трубку и ему, чтобы «конь» прикурил и оживился. Костюм хама напоминает то ли зверя, то ли птицу. Плечи и рукава снабжены металлическими полосками – костями. Низ плаща выполнен в форме птичьего хвоста. В настоящее время в Туве и буддийское учение, и шаманизм находятся на подъёме. Лидеры обоих течений испытывают неподдельную гордость по поводу уникальности местной веры. Вместе с местными политиками и представителями тувинской интеллигенции они утверждают, что именно эта вера будет способствовать процветанию тувинцев в будущем. Василиса Мудрая #саморазвитие, #самопознание #самосовершенствование #самопомощь #самонормализация #возможности_веловека #развитие_способностей #эфирное_тело #аура #астрал #ментал #каузал #энергетика #чакры #энергия_человека #психика_толпы #эгрегоры #защита_сознания, #управление_сном #осознанные_сновидения #места_силы #энергия_места #энергия_денег #влияние #ясновидение #энергопост #артефакты #сознание #психология_толпы #сила_стихий #ДОКИНГ #видение_ауры #эгергориальные_технологии #социальные_технологии #ретрит_ДЭИР #энергия_стихий